Как организовать уголок потребителя?
Часто начинающие предприниматели в начале деятельности оказываются незнакомы с некоторыми особенностями организации своего дела в плане соблюдения всех требований закона. Или просто не придают значения «мелочам». В результате это приводит к проблемам с надзорными органами, штрафам и другим неприятностям. Об одной такой «мелочи», обязательной для любого, том числе чайного, магазина, мы хотим рассказать. Итак, как организовать «уголок потребителя»?
Что такое «уголок потребителя»?
В каждой организации, продающей товары (розничная торговля) и услуги конечным потребителям, по закону должен быть организован специальный шкаф, стенд или другая конструкция с определенными документами. Этот стенд и носит гордое имя «уголок потребителя». На практике все же, если вам не хочется вешать на стену не слишком эстетичную доску, выбивающуюся из дизайна магазина, вы можете положить документы в специальной папке в доступное всем посетителям видное место, полку, шкаф или прилавок.
Ежегодно законодателями могут вноситься правки в состав документов, которые должны присутствовать в нем в обязательном порядке. Поэтому, открывая магазин, советуем вам поинтересоваться, что именно входит в этот перечень на год вашего открытия. Полный перечень документов нигде официально не зафиксирован, поэтому, если вы не уверены, что определили его верно, советуем обратиться к юристу за консультацией. Мы поговорим о том, что необходимо иметь в «уголке потребителя» на 2017-2018 годы.
По закону, документы, выставленные в «уголке потребителя», должны быть общедоступными, поскольку содержат информацию о том, на основании чего осуществляется деятельность организации, а также нормы закона, защищающие права потребителей. Поэтому обычно он организуется не за прилавком, а на входе в магазин или другом месте, легко доступном покупателю. Ни в коем случае документы из уголка потребителя не должны храниться под прилавком или другом подобном месте - это будет расценено надзорными органами как нарушение прав потребителей.
Какие документы должны быть в уголке потребителя в 2017-2018 годах для сферы торговли? Особенности ИП.
Большая часть небольших частных магазинов регистрируется на ИП. Организация уголка потребителя для ИП отличается от обычной организации. В случае с ИП в нем обязательно должны быть:
- свидетельство о регистрации ИП в налоговой инспекции;
-
свидетельство о присвоении ИНН.
По этим документам любой покупатель сможет проверить статус вашего магазина (зарегистрированы вы или нет) и найти информацию для подачи жалобы или иска.
Остальные документы будут общими для ИП и других организационно-правовых форм, в которых может быть зарегистрирован ваш магазин. Для чайного магазина это будет:
-
Копия закона о защите прав потребителя. Можно использовать распечатки с сайтов правовых систем, но мы советуем просто купить в любом книжном магазине сам Закон о защите прав потребителя в последней редакции.
-
Копия или скан документа о регистрации.
-
Копия заключения Роспотребнадзора о соответствии товаров и услуг санитарным требованиям.
-
Правила пожарной безопасности и план эвакуации при пожаре. План эвакуации может висеть на стене, однако рекомендуется размещать его рядом с уголком потребителя, поскольку он сам должен быть расположен на видном и доступном месте.
-
Телефоны и адреса организаций, осуществляющих контроль за деятельностью, осуществляемой ИП или фирмы.
-
Информация о гражданах, которые обслуживаются вне очереди (ветераны ВОВ, инвалиды и т. д.).
-
Если оказываются услуги — правила их оказания.
Также, если ваша деятельность лицензируется, то необходимо иметь копию лицензии на ее осуществление. Но в случае с чайно-кофейным магазином это, как правило, не актуально.
Отдельный пункт — это книга отзывов и предложений. Ее по закону необязательно выставлять в уголке потребителя, но, если она хранится у продавца, в уголке потребителя должна быть информация об этом. Нельзя отказывать потребителю в выдаче Книги отзывов и предложений, оспаривать его право делать в ней записи или препятствовать этому. Иногда контрольные органы придираются к тому, что к книге отзывов и предложений не прикреплена ручка, расценивают это как препятствие для записей. Поэтому обязательно приложите к книге ручку или маркер.
Как должен быть оформлен уголок потребителя?
Закон не устанавливает никаких конкретных требований к оформлению и расположению уголка потребителя, кроме общедоступности перечисленных выше документов. Как мы уже сказали выше, это может быть специально приобретенный для этих целей настенный стенд, а может быть просто стеллаж или полка в вашем магазине перед прилавком.
Если у вас возникли сомнения в том, правильно ли оформлен ваш уголок потребителя, мы советуем вам просто посмотреть в интернете или в других магазинах (лучше покрупнее) примеры того, как он должен быть оформлен, и изучить, что в нем лежит.
И пусть конфликты с контрольно-надзорными органами всегда обходят ваш магазин стороной!