Анализ ассортимента товаров в магазине чая или как постпродажная аналитика творит чудеса
Есть несколько типов анализа, которые помогут внести корректировки в товарную матрицу; методы эти универсальны, вы можете их применять как ко всей товарной линейке, так и к какой-то особенно беспокоящей вас части: к примеру, провести анализ ассортимента зеленого чая, реализуемого в магазине. Но в первую очередь, вы должны понимать, что навскидку или по оценке сотрудников получать цифры недопустимо – все должно опираться на ваши записи, пусть даже сделанные на бумажке, по обороту в рублях, килограммах или штуках, а желательно и в закупочных ценах – на каждый товар.
- АВС анализ, который позволяет разделить весь товар на группы по популярности. Приведем для примера анализ ассортимента чая в магазине. Возьмите продажи всего чай с момента открытия магазина, просуммируйте напротив каждой позиции продажи в килограммах (столбец 1), в розничных ценах (ст.2), в прибыли ( П = розничные цены – закупочные цены, ст.3). Самый важный столбец – 3. Отсортируйте товар по прибыли от наибольшей до наименьшей. Теперь возьмите верхние 20% наименований чая – это ваша группа А, самый важный товар, который вы должны постоянно поддерживать на остатках. По идее по принципу Парето эти 20% номенклатуры должны давать 80% прибыли. Но в чайном бизнесе это обычно не так, и ваша цифра может колебаться от 50 до 80%. Следующие 30% номенклатуры (по идее должны давать 15% прибыли) – группа В, то есть товар, который лучше не трогать, потому что на него есть стабильный спрос. И последние 50% номенклатуры – группа С, которая дает 5% прибыли. Вот именно эту большую группу вы можете ротировать – заменять на новинки, распродавать, раздавать в качестве комплиментов. Просмотрите ее – не попало ли туда какого-то чая, который в топе рейтинга по обороту в килограммах – это будет значить, что вы на сорте недозарабатываете, и можете поднять стандарт этого сорта: спрос будет, и при этом ваша торговая маржа вырастет. И еще проанализируйте, нет ли там позиций которые вы считаете must have (например, Те Гуань Инь или Эрл Грей), потому что если есть – значит пора что-то делать с ценой или качеством по этому сорту; поговорите с поставщиком – вдруг ваш изначальный выбор можно оптимизировать.
- Анализ оборота по товарным группам. Прошлый анализ вам поможет сформировать другой полезный отчет: средний оборот на 1 позицию в каждой товарной группе. Например, у вас 30 позиций черной ароматики и 30 позиций китайского зеленого чая. Оборот в рублях на черную ароматику составляет 600 000 р., а на китайский зеленый чай – 120 000 р. Это значит, что в среднем у вас продается 1 позиция ароматики на 20 000 р., а 1 позиция китайского чая – на 4 000 р. Вывод из этого – вы можете увеличить количество позиций ароматики за счет сокращения сортов китайского чая (например, убрав оттуда неудачные позиции из группы С).
- Из все той же таблицы (желательно, чтобы там были все товары в вашей линейке, даже посуда и расходники, причем с закупочными ценами) можно сделать анализ поставщиков. Посмотрите, если у вас есть какой-то поставщик, который занимает буквально 3-5% вашего оборота в закупочных ценах, причем не обладает для вас какой-то отчетливой ценностью (например, ни один его товар не попадает в группу А), лучше перебросьте эти закупки на ваших главных поставщиков. Так вы и на логистике сэкономите, и можете заполучить дополнительные скидки от объема. Поверьте, маленькие заказы меньше нравятся всем: и вам, и оптовым компаниям!
- Есть еще один интересный метод анализа, но он будет вам доступен или если вы работаете как интернет-магазин, или у вас уже налажена учетная система с привязкой дисконтных карточек клиентов. Это анализ повторных покупок и анализ поведения постоянных покупателей. Постоянные покупатели – это ваша опора, и именно ради них вы должны вкладывать в бизнес душу, средства, время, потому что каждый вложенный рубль и грамм души от них вернется сторицей. Что, к сожалению, не всегда скажешь о случайных покупателях. О том, как лучше анализировать поведение ваших постоянников, мы поговорим как-нибудь в другой раз, а здесь остановимся на анализе повторных покупок. Например, вы видите, что какой-то сорт, например, дорогой Цейлон, у вас находится в группе С, но при этом интуитивно вы понимаете, что у вас есть любители этого сорта. Просчитайте, какой оборот приходится именно на повторные покупки этого сорта – если он больше 50%, это точно говорит, что у сорта есть очень хороший потенциал (чай сложно купить в первый раз, зато за ним хочется возвращаться). Стоит лучше подумать над выкладкой, обсудить этот сорт с продавцами – чтобы им не стыдно было предлагать «слишком дорогой» чай. Убирая дорогие сорта, у которых есть фанаты, вы рискуете растерять самую ценную аудиторию: ведь один клиент-эксперт не только приносит вам удовольствие грамотной беседой о напитке – он может делать вам дневную выручку в одном чеке.
Пожалуй, в этом блоке по аналитике мы с вами рассмотрели типы расчетов в порядке убывания их значимости. Единственное, на чем настаиваем – поддерживайте сбор статистики продаж попозиционно, потому что только так вы сможете постоянно оптимизировать свою товарную линейку, делая ваш магазин все более конкурентоспособным и прибыльным. Вот как конкурентоспособность влияет на формирование ассортимента магазина чая, и наоборот – выбор товара влияет на ваш имидж в глазах покупателя.